Абхазия богата своей историей и культурой. Легенды занимают занимают почетное место в культуре Абхазии. Легенды Абхазии переходят из уста в уста, изменяются, но смысл их остается прежний. Существует множество вариантов абхазских легенд, мы постараемся привести некоторые из них, не претендуя на дословность и детали.
Легенда о гостеприимстве абхазцев
Бог повелел всем народам придти к нему до полудня чтобы получить свою землю.
Абхазец, как и все собрался в путь, но у порога увидел усталого странника. Не мог абхазец нарушить главный закон гостеприимства и отказать путнику.
Когда гость оставил дом абхазца был уже полдень, и как абхазец не гнал своего коня, он не успел к установленному сроку.
Когда же абхазец предстал перед Богом, Бог спросил его почему тот опоздал, ведь все земли уже розданы. Абхазец сказал Богу, что у него был Гость, и что он не мог отпустить его не накормив и не напоив. В это время к Богу пришел Пророк Апааимбар, служитель Бога, и сказал Богу, что этим Гостем был он.
Тогда Бог сказал абхазцу, что раз тот решился пожертвовать своей землей ради заповеди гостеприимства, которую Бог дал абхазцу, то отдаст ему уголок земли, который Бог оставил себе.
"Оставайся таким же гостеприимным, но храни землю Апсны от всех, кто захочет присвоить ее себе", - сказал Бог абхазцу.
Легенда о появлении озера Рица
Давным-давно в горах Абхазии существовала долина. По этой долине протекала спокойная и широкая река. Берега этой реки были прекрасными пастбищами, на которых пасла свое стадо девушка по имени Рица. Рица была необычайной красавицей. С цветом ее губ не могли соперничать даже пунцовые горные тюльпаны, море не могло затмить голубизну и блеск ее глаз, а снега на вершинах гор казались черными по сравнению с белизной ее лица.
У Рицы было три брата Агепста, Ацетук и Пшегишха. Братья днем уходили охотиться на джейранов, а вечером приходили к Рице, которая готовила им мясо, а братья пели песни.
Однажды, охотясь, братья ушли далеко в горы и не поспели вернуться засветло. Рица не дождалась братьев и легла на берегу, не разжигая костер. Звезды сияли девушке и Рица запела песню.
Песня Рицы была так красива, что ночные птицы замолкли, а ручьи остановились, и вся природа замерла, слушая чудесный голос девушки.
Эту песню услышали два разбойника - Гега и Юпшара. Гега послал Юпшару узнать кто это поет. Юпшара поехал на голос и когда увидел Рицу оцепенел от ее красоты. Страсть захлестнула его злое сердце.
Бросился Юпшара к Рице и схватил ее в объятия. Бедная девушка забилась в его руках и стала взывать о помощи. Увидел это, горный сокол метнулся к братьям и рассказал им о грозящей беде. Братья кинулись в долину, но было уже поздно. Юпара еще держал Рицу в своих руках. Пшегишха метнул свой богатырский щит в насильника, но промахнулся и щит упал поперек реки и преградил ход течению. Река разлилась по долине.
Тоска наполняла сердце Рицы, она не смогла перенести позор и бросилась в воды разлива.
Юпшара бросился бежать, но братья догнали его и Агепста бросил его в озеро. Но озеро вытолкнуло насильника из своих вод, перебросив через щит Пшегишхи и река унесла его в море. Не смог Юпшара выбраться из бурной реки и Гега не смог ему помочь.
Охваченные горем, братья Рицы стояли у берега озера и так и окаменели и превратились в высокие горы. Так и стоят они до сих пор, охраняя вечный покой своей сестры - прекрасной Рицы.
Легенда об абхазских водопадах «Мужские слезы» и «Девичьи слезы»
Давным-давно в горах Абхазии, у берегов реки Бзыбь жила влюбленная пара. Девушку звали Амра, а юношу Ахра.
Амра слыла первой красавицей и красоте ее однажды позавидовала злаю русалка, жившая в этих водах.
Однажды, когда Ахра отправился в горы на охоту, русалка решила осуществить свой злой замысел. Она вышла из воды, приняв облик девушки, и обманом завлекла красавицу Амру в свои объятья и попыталась сбросить девушку с обрыва. Амра взмолилась о пощаде и из глаз ее потекли соленые слезы.
Одна слезинка попала в речную воду и тут же из воды восстал бог реки. Увидев, что замышляет русалка, бог воды разгневался и превратил русалку в камень. Но вместе с русалкой превратилась в камень и Арма, которая не смогла вырваться из ее рук.
Возлюбленный Амры Ахра, охотясь, почувствовал боль в сердце и понял, что беда грозит его любимой. И от боли, что он не может помочь своей возлюбленной, скупые слезы воина упали на камень. До сих пор сочатся слезы охотника из камня, а местные жители называют их "Мужскими слезами"
Слезы Амры также продолжают литься даже спустя много веков. Этот водопад абхазы и называют "Девичьими слезами".
Легенда о появлении в Абхазии «Голубого озера»
В богатых чертогах Абхазии глубоко под водой живет владычица вод - Дзыдзлан. Ее красивые золотистые волосы волнами спускаются до пят, причем пятки у нее спереди, а ступни сзади - никто не может повалить ее на спину.
Есть у Дзыдзлан волшебное зеркало, в котором отражается все, что происходит на свете,- все видит, обо всем знает красавица! Влюбляется она только в самых красивых мужчин, заманивает их к себе, а затем отпускает с богатыми подарками.
В тех местах жил один ленивый и уродливый пастух. Дошел до него слух о прекрасной Дзыдзлан. Захотелось пастуху увидеть владычицу вод и возмечтал он чтобы она полюбила его. Лентяй считал, что он необычайно хорош собой.
Решил ленивый пастух почаще уединяться на лужайке возле ручья и спать там же, надеясь, что во сне Дзыдзлан придет к нему скорее.
Владычица вод узнала, что на поляне бывает какой-то мужчина. Любопытно стало Дзыдзлан и она решила пойти посмотреть, кто это так добивается ее внимания. Но когда Дзыдзлан подошла к спящему и увидела его уродство, она рассвирепела, схватила сонного лентяя и швырнула на землю.
Удар оказался настолько сильным, что свод, находившейся под лужайкой пещеры, не выдержал и рухнул. И образовалось здесь со временем большое озеро, которое было названо Голубым за его особенный цвет.